Александрова Светлана Борисовна, воспитатель
Моя педагогическая находка. конкурс воспитатель года с презентациейМБОУ СОШ № 7 им. Орлова Б.Н.(ДО) г. Лобня
Доклад «Моя педагогическая находка» Тема: «Использование нетрадиционного оборудования в пальчиковых играх»
Выполнила воспитатель первой квалификационной категории Александрова Светлана Борисовна
г. Лобня, 2023г. Я, Александрова Светлана Борисовна, воспитатель муниципального бюджетного образовательного учреждения средней образовательной школы №7 дошкольного отделения города Лобни Московской области, «, педагогический стаж моей работы 10 лет, но в данном учреждении я работаю 6 лет. Имею среднее профессиональное образование, в 2005 году окончила ГОУ СПО «Истринский педагогический колледж» по специальности «Преподавание в начальных классах», квалификация – Учитель начальных классов с доп. подготовкой в области русского языка. В 2019 году прошла профессиональную переподготовку по дополнительной профессиональной программе «Педагогика и методика дошкольного образования». Имею первую квалификационную категорию 2 Владимир Михайлович Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно в детском саду и дома, учитывать индивидуальные способности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. В современном мире на развитие мелкой моторики уделяется много внимания, издается различная литература и пособия. 3 Благодаря ученым нам известно, что на развитие головного мозга человека оказывает большое влияние его действия руками. На деятельность мозга положительно влияют упражнения с участием рук и пальцев. В центральную нервную систему идут импульсы от рефлекторных точек, расположенных на кистях рук человека. Выполняя массаж определенных точек, мы воздействуем на внутренние органы, которые связаны с этими точками. Например, массаж мизинца положительно сказывается на работе сердца, а указательного — на работе желудка. Средний палец связан с кишечником, а безымянный с печенью и почками. Массаж большого пальца повышает активность головного мозга.
4 В настоящее у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. В чём причины задержки речи? Сегодня увеличилось число дошколят, которые не любят рисовать и лепить, с трудом застегивают пуговицы и завязывают шнурки, едва удерживают ножницы. Это плата за достижения цивилизации. В XXI веке, ребенок, свободный от ручной работы по дому, все хуже чувствует мышцы собственных рук. Наблюдая за детьми в группе, я обратила внимание, что у некоторых детей маленький словарный запас, не очень активная речь, они не всегда общительны, недостаточно контактируют со сверстниками в играх, плохо развита мелкая моторика рук. 5-6. Проведя диагностику детей в группе, я увидела следующие результаты :Высокий уровень 68%, средний уровень 20% и низкий уровень 12%. 7. Основная цель моей работы – Развитие речи дошкольников через использование пальчиковых игр и упражнений с использованием различных предметов. В связи с целью, я поставила следующие задачи: *Формировать словарный запас и активизировать речь с помощью пальчиковых игр и упражнений. *Побуждать детей сочетать движения рук в соответствии с речевым сопровождением, при этом учитывая отчетливое произношение слов и словосочетаний. *Обогащать предметно-пространственную среду серией пальчиковых игр и материалом для пальчиковых упражнений. *Организовать совместную работу воспитателя и родителей для развития речи детей через использование пальчиковых игр и упражнений с использованием различных предметов. 8 Свою работу начала с анализа методической литературы. Далее включила в свою работу систематические упражнения по тренировке движений пальцев, которые являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Важно, начинать упражнения по пальчиковым играм в соответствии с возрастными особенностями, начиная от простого к сложному. 9 Самой первой пальчиковой игрой с детьми была игра «Знакомство с пальчиками», где дети выполняли определенные движения с проговариванием слов: В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний, Постучался на порог! Вместе пальчики – друзья! Друг без друга им нельзя! Играя в эту игру, дети узнали, что у каждого пальчика на руке есть свое имя. 10 Игры с пальчиками способствуют овладению навыками мелкой моторики, помогают развивать речь, повышают работоспособность коры головного мозга, развивают психические процессы: мышление, внимание, память, воображение, снимают тревожность. Пальчиковые игры и упражнения я включаю в разные виды деятельности в течение дня: -Утренняя гимнастика с использованием элементов пальчиковых игр. -В виде физкультминутки во время занятий - Во время прогулки - Гимнастика после сна с использованием элементов пальчиковых игр -Индивидуальная работа -Самостоятельная работа -Театрализованная деятельность. -Для разминки пальчиков перед лепкой, пластилинографией, рисованием. 11 После того как мы с детьми освоили простые движения, мы стали использовать простейшие фольклорные песенки, потешки, которые благодаря своей напевности и мелодичности развивают у детей чувство языка. Усложняя пальчиковые игры стали с детьми подбирать предметы для изображения, птиц, животных, их действий и характерных признаков. 12 Когда дети научились изображать простейшие предметы ,стали соотносить знакомые стихи, прибаутки мы перешли на сказки с движениями пальцев и используя различные предметы, изображая действия героев и их характерные особенности и соотнося их с содержанием сказки. Задача для детей, на мой взгляд, не легкая, поэтому ей мы уделяли много внимания. Для того, чтобы показывать сказку, необходимо подготовить пальчики и выбрать подходящие предметы, поэтому обязательно перед игрой с детьми: 1. обсуждали содержание сказки, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, набор предметов движения. 2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. 3.Упражнения выполняли вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой. 13 При проведении пальчиковых показов используем следующие основные принципы: Принцип деятельности. Следует неоднократно показывать ребенку, как выполняется упражнение для того, чтобы он научился понимать и запоминать. Чем лучше ребенок этому научиться, тем точнее и правильнее он будет выполнять поставленные перед ним задачи. Принцип дробления. Объем внимания детей ограничен. Поэтому, ставлю перед детьми задачу, опираясь на их умения и навыки. Если задача будет для них непосильной, то она может отбить всякое желание заниматься. Принцип нагрузки. Сущность этого принципа заключается в получении максимального тренировочного эффекта, с помощью предельной для данного уровня развития ребенка нагрузки.
14 В нашей группе имеется материал для пальчиковых игр, такой как: пальчиковый театр, дидактические игры с использованием шнуровок, прищепок, пуговиц, различные виды мозаик. Работа над данной проблемой побудила обогатить предметно-пространственную среду нестандартным оборудованием - это различный природный материал, предметы быта (крышечки от банок и бутылок, пластиковые вилки, кусочки ткани с различной фактурой, шнурки и тесемки и т.д) стол с песком для рисования пальчиками.
15 Для достижения результата важна непрерывность и систематичность и тут не обойтись без помощи родителей воспитанников. Для родителей я провела собрание на тему: «Взаимосвязь речевого и моторного развития детей дошкольного возраста»., так же практикум «Развитие мелкой моторики рук дома с использованием различных предметов», на котором родители стали активными участниками пальчиковых игр, так же составила и раздала родителям памятки для игр с детьми дома. Родители активно включились в работу и участвуют в наполнении предметно-пространственной среды предметами для пальчиковых игр и предлагают свои идеи для использования. 16 На данной диаграмме мы можем видеть, что работа приносит свои результаты и детей с высоким показателем стало больше со средним показателям стало меньше, а с низким отсутствуют вовсе 17 Работая по данному направлению, добилась значительного результата: Обогатился словарь детей и повысился уровень речевого развития Дети стали проявлять интерес к пальчиковой гимнастике, благодаря этому увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности Через игру дети осваивают умение – сжимать пальцы в кулак и разжимать, сгибать и разгибать пальчики. Складывать пальцы и раскрывать ладони. Повысилась коммуникативность детей, радость взаимопонимания со словами и без слов. Пальчиковые игры дают детям возможность управлять своими руками, пальцами, чувствовать себя увереннее, что предотвращает возможность возникновения неврозов. Обогатилась предметно-пространственная среда серией пальчиковых игр и материалом для пальчиковых упражнений. Организована совместная работа воспитателя и родителей для развития речи детей через использование пальчиковых игр и упражнений.18 Транслируемость : • Выступление на педагогическом совете с презентацией «Средства для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста». • Выступление на родительском собрании «Игры в домашних условиях для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста». ПУБЛИКАЦИИ НА САЙТЕ Мой сайт https://www.maam.ru/users/1030723 Мой сайт https://nsportal.ru/aleksandrova-svetlana-borisovna Методическая подборка «Пальчиковые игры» 19 Перспектива: Продолжать внедрять пальчиковые игры и упражнения во все виды детской деятельности. Усложнять пальчиковые игры и упражнения в соответствии с возрастом, используя более разнообразные по фактуре предметы. Пополнять развивающую среду играми и предметами для развития мелкой моторики рук. Продолжать изучение работ по представленной проблеме. 20 Список литературы Хламова, Н. А. Значение и роль пальчиковых игр в развитии детей раннего и дошкольного возраста / Н. А. Хламова, Н. А. Новикова, Р. Р. Тарунина, Н. Ю. Снаткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 38 (380). — С. 57-58. — URL: https://moluch.ru/archive/380/84057/ (дата обращения: 30.10.2023). Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.- Автор-сост. О. А. Зажигина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО ПРЕСС», 2014. – 96 с. Кислинская Т.А. Игры-сказки для ладошек из Тридесятого царства – Солнечного государства. Развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. – М.:Генезис, 2009.-96с. Гимнастика для пальчиков /Е.М. Косинова. – М.: БИБЛИОТЕКА Ильи Резника, ОЛМА-ПРЕСС, 2001.- 64с. Здравствуй, пальчик! Как живешь? : картотека тематических пальчиковых игр/сост. Л.Н. Калмыкова. – Изд. 2-е,испр. – Волгоград : Учитель. – 247с. 11 ноября 2023 в 11:35
Прикреплённые файлы:Документ: Моя педагогическая находка. конкурс воспитатель года с презентацией Описание файла:Файл называется: moja-pedagogicheskaja-nahodka_4dhle.pptx Это официальный файл организации «Александрова Светлана Борисовна, воспитатель», в нём содержится Моя педагогическая находка. конкурс воспитатель года с презентацией. Размер файла: 4,66 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.